Оглавление
В настоящее время в России существует около 80 компаний, конструирующих и производящих беспилотные летательные аппараты. Среди них порядка 20 крупных производственных центров. Об этом сообщил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов в своем выступлении на проектно-образовательном интенсиве «Архипелаг-2023», состоявшемся в Новосибирске 6 августа 2023 года. Также он отметил, что в 2024 году производимое в стране количество крупных и средних (весом более 1 кг) дронов должно превысить 18 тысяч. И действительно, последние тенденции в развитии беспилотно-авиационной отрасли указывают на бурный рост.
Беспилотник Optiplane S2+
Строятся научно-исследовательские центры, растут производственные мощности, привлекаются крупные инвестиции и спонсируются перспективные стартапы. Активно ведется разработка нормативно-правовой базы для использования дронов, создаются стандарты государственной сертификации производителей. Некоторые компании переходят к созданию беспилотных аппаратов на базе собственных разработок с минимум зарубежных комплектующих.
Рассмотрим некоторые из российских компаний – производителей дронов и комплектующих для них.
Российские производители БПЛА
Аэродин
Компания создана в 2017 году и начала свою деятельность с инженерно-конструкторских разработок в области БПЛА. В дальнейшем были открыты собственные производственные мощности в Санкт-Петербурге.
В 2017-2018 компания разработала FPV-дрон Nimbus с повышенными прочностными характеристиками, в 2018 году продолжила работу над скоростными дронами. В настоящее время Аэродин выпускает три типовых модели гражданских БПЛА: электрический гексакоптер uDrone Пегас, комплекс Центурион со стационарным питанием и дрон Пилигрим для длительных автономных миссий.
uDrone Пегас
- обладает складной конструкцией для удобной транспортировки
- комплектуется группой винтов 28 или 22 дюйма
- может работать от 2, 4 или 6 аккумуляторных батарей со временем полета до 80 минут
- несет полезную нагрузку до 7 кг
- максимальная скорость – до 25 метров в секунду, высота – до 2000 метров над уровнем моря
- стабильный канал связи до 30 км
Беспилотник uDrone Пегас.
Источник: aerodyne.tech
Платформа Центурион
- возможность непрерывной работы за счет питания и передачи данных по кабелю (потребление энергии – 5кВт, скорость передачи данных – 70 Мбит/c)
- рабочая высота до 150 м
- полезная нагрузка до 5 кг
- дрон устойчив к порывам ветра до 15 метров в секунду и оснащен системой контроля натяжения кабеля возможность подключения резервных аккумуляторных батарей
Платформа Центурион.
Источник: aerodyne.tech
БАС Пилигрим
- гибридная силовая установка – двигатель внутреннего сгорания и электромотор
- большая длительность (более 4 часов) и дистанция полета (более 200 км)
- максимальная скорость – до 33 метров в секунду
- дальность канала связи – до 100 километров, есть резервный канал связи
- полезная нагрузка до 5 кг
БАС Пилигрим.
Источник: aerodyne.tech
Все беспилотники комплектуются универсальным механизмом для быстрого закрепления полезной нагрузки (магнитометр, видеокамера, лидар, тепловизор и так далее).
Aeroxo
Стартап Aeroxo был основан в сентябре 2014 года. Компания сосредоточила усилия на разработке БАС нового типа, основанного на концепции конвертоплана: дрон может совершать вертикальный взлет и посадку за счет винтовой тяги, и эти же винты обеспечивают полет, а воздушной «опорой» является фиксированное жесткое крыло.
Такие особенности конструкции позволяют совместить «коптерный» взлет с «самолетным» перемещением (не требуется взлетная полоса или специальная катапульта для запуска), а при необходимости дрон может зависать в заданной точке.
Aeroxo имеет ряд патентов на свои разработки. В 2020 году компания заключила соглашение с концерном «Вега» (входит в холдинг «Росэлектроника» госкорпорации «Ростех») о серийном производстве линейки конвертопланов «Эра 54» с размахом крыла 2,1 м и скоростью полета до 120 км/ч.
БПЛА ERA-100. Источник: aeroxo.com
ERA 54A - базовая модель с 4 винтами и двигателями:
- дальность полета до 120 км, предельное время полета 1,5 часа
- полезная нагрузка до 2,5 кг
Беспилотник ERA 54A
Источник: aeroxo.com
Источник: aeroxo.com
ERA 54K
- дальность полета до 200 км, предельное время полета 2 часа
- полезная нагрузка до 3,5 кг
Беспилотник ERA 54K
Источник: aeroxo.com
Источник: aeroxo.com
ERA 54D – модель удлиненной формы, имеет два бака:
- дальность полета до 300 км, предельное время полета 3,5 часа
- полезная нагрузка до 5 кг
Беспилотник ERA 54D
Источник: aeroxo.com
Источник: aeroxo.com
ERA 54T – модель с контейнерным отсеком:
- дальность полета до 120 км, предельное время полета 1,5 часа
- полезная нагрузка до 7 кг
Беспилотник ERA 54T
Источник: aeroxo.com
Источник: aeroxo.com
Интересный факт: в 2017 году с помощью инкассаторского дрона на базе конвертоплана серии «Эра» Сбербанк успешно протестировал доставку денег без специально подготовленного экипажа сопровождения.
С 2018 по 2020 годы в Aeroxo занимались разработкой концепции беспилотного такси. В 2020 году проект «ERA Aviabike» попал в пятерку лучших проектов международного конкурса GoFly от корпорации Boeing, обойдя более 500 конкурентов из 30 стран мира.
Gaskar Group (Copter Express)
Компания Gaskar Group ранее называлась Copter Express. Компания основана в Москве в 2013 году. У компании два основных профиля деятельности в сфере разработки и производства БПЛА: технический и образовательный.
Gaskar Group выпускает линейку квадрокоптеров – Пеликан и Пеликан мини, а также занимается разработкой индивидуальных проектов дронов-доставщиков, в том числе, предлагает решение дрона-доставщика на базе беспилотника Пеликан мини.
Пеликан
- четыре 20-дюймовых винта, масса дрона без полезной нагрузки – 7,2 кг
- максимальная масса полезной нагрузки – до 2,8 кг
- время полета 45 минут, максимальная скорость 72 км/ч
- максимальная высота над уровнем моря – 3000 метров
- дрон устойчив к порывам ветра до 12 м/c
- может комплектоваться отсеком для переноса грузов, тепловизионной камерой или камерой ночного видения
БПЛА Пеликан
Источник: ru.coex.tech
Источник: ru.coex.tech
Примеры полетных миссий на БПЛА Пеликан. Источник: ru.coex.tech (Gaskar Group)
Пеликан мини
- время полета 25 минут, максимальная скорость 50 км/ч
- возможность нести полезную нагрузку до 1 кг
- устойчивость к порывам ветра до 10 м/c
- трансляция видео на расстояния до 4 км
БПЛА Пеликан мини
Источник: ru.coex.tech
Источник: ru.coex.tech
Вариант дрона-доставщика ,разработанного для «Додо пицца»(2 фото слева), и дрон-доставщик на базе беспилотника «Пеликан мини», осуществляющего посадку на дрономат (фото справа). Источник: ru.coex.tech
С небольшими коптерами «Пеликан мини» компания предложила концепцию «дрономатов» для доставки малогабаритных легких грузов. Сами точки отправки дронов могут хранить до 90 посылок, вести видеонаблюдение и автоматически заменять аккумуляторы в дронах.
Gaskar Group является участником Сколково, состоит в Союзе Машиностроителей России и ассоциации «Аэронет», а также ведет активную образовательную деятельность. В 2017 году компания открыла центр молодежного инновационного творчества «Коптер», проводит курсы по обучению сборке, программированию и пилотированию дронов. В рамках обучающих программ используются дроны «Клевер» собственной разработки.
DanFuture
DanFuture – российская компания, производящая гражданские БПЛА для аэрофотосъемки и мониторинга окружающей среды. Также предлагает модификации собственных дронов под целевые потребности клиентов и проводит обучающие курсы по съемке с помощью дронов.
Компания производит два типа дронов: октокоптер DAN-3 и гексакоптер DAN-4.
DAN-3 разрабатывался с 2016 года и был представлен в мае на выставке «HeliRussia 2016», а затем направлен в серийное производство. Это сравнительно компактная модель: собственный вес дрона составляет 6 кг при габаритах 72х80 см. Крейсерская скорость коптера – 60 км/ч, а максимальная – до 80 км/ч. Дрон может выполнять задания на дистанции до 20 километров, а с максимальной полезной нагрузкой (дополнительные батареи 4 кг и груз 5 кг) – около 12 километров.
Беспилотник DAN-3.
Источник: danfuture.com
Источник: danfuture.com
DAN-4 предназначен для более простых задач. Дрон небольшой: 52х52 см при весе 3,5 кг без полезной нагрузки. Крейсерская и максимальная скорости составляют 40 и 60 км/ч соответственно. С полной полезной нагрузкой в 1,5 кг DAN-4 может находиться в воздухе 35 минут, при использовании легкого подвеса и камеры – до 50 минут. По заявлениям производителя, основное назначение дрона – аэрофотосъемка или доставка легких грузов с автоматическим сбросом по заданным координатам в полностью автоматическом режиме.
Беспилотник DAN-4
Источник: danfuture.com
Источник: danfuture.com
Optiplane
Новосибирская компания «Оптиплейн Аэродинамика» основана в 2014 году и занимается разработкой и серийным производством БПЛА с гибридной схемой аэродинамики. Основная разработка компании – так называемый «винтокрыл» Optiplane S2+ – это своеобразный гибрид коптера и самолета.
Маркшейдерская съемка карьера с БПЛА Optiplane S2+. Источник: optiplane.ru
Компания получила патент на свою разработку – винтокрылый летательный аппарат с трикоптерной схемой. Optiplane S2+ представляет собой БПЛА с четырьмя укороченными крыльями, попарно разнесенными по высоте, двумя несущими винтами на крыльях и хвостовым маневровым ротором.
Это дает ряд преимуществ по сравнению с другими существующими беспилотниками:
- Улучшенная управляемость и устойчивость в полете.
- Простая транспортировка, не требует большого гаража. Размах крыльев Optiplane S2+ составляет 1,4 метра, в то время как у БПЛА самолетного типа он обычно значительно больше.
- Вертикальный взлет и посадка, возможность быстро менять направление полета.
- Низкое потребление энергии на крейсерской скорости. Дрон способен пролететь до 40 километров без подзарядки.
Винтокрыл Optiplane S2+.
Источник: optiplane.ru
Источник: optiplane.ru
При этом Optiplane S2+
- при собственном весе всего 3,7 кг может нести полезную нагрузку до 1,5 кг
- развивает скорость до 65 км/ч, может непрерывно находиться в воздухе 60 минут
- выдерживает порывы ветра до 12 м/c
БПЛА Optiplane S2+
Источник: optiplane.ru
Источник: optiplane.ru
Создание полетной миссии для Optiplane S2+. Источник: optiplane.ru
Серийное производство начато в 2019 году. Дрон сертифицирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Компания поставляет винтокрыл в разных комплектациях: для выполнения задач по мониторингу, геодезии, агроработ и воздушного лазерного сканирования.
«Оптиплейн Аэродинамика» является резидентом Сколково и состоит в Ассоциации «Аэронет», получала финансовую поддержку от фонда «Сколково» и фонда содействия инновациям.
Съемка лидарным комплексом Optiplane
Источник: optiplane.ru
Источник: optiplane.ru
R7 Technology
Компания R7 Technology производит одну модель промышленного дрона – гексакоптер Delta H1600 H с электрогенератором и бензиновым мотором. В апреле 2019 года аппарат был успешно представлен на выставке, приуроченной к конференции «Беспилотная авиация – 2019».
К особенностям дрона можно отнести:
- гибридную энергоустановку – двухтактный мотор и бак на 10 литров плюс электрогенератор и АКБ из литий-полимерных элементов. Благодаря этому дрон может оставаться в полете до 3-5 часов в зависимости от полезной нагрузки;
- высота полета до 2500 м над уровнем моря, развиваемая скорость – 50-65 км/ч, дальность полета в автономном режиме от 150 до 200 километров;
- три режима работы – ручной, полуавтоматический и полностью автоматический. Встроенный автопилот и возможность загрузки полетного задания исключают фактор ошибки оператора при управлении дроном;
Гексакоптер Delta H1600 H от R7 Technology. Источник: robotrends.ru
- Delta H1600 H сделан из прочных материалов: карбон, стекловолокно, дюраль. Дрон можно использовать при температурах от -20 до +40 градусов, в условиях дождя и снегопада, при порывах ветра до 8 м/c;
- наземная станция дрона позволяет задавать пилотную миссию в автоматическом режиме, оснащена системой контроля показателей БПЛА, пультом управления и голосовым информатором. Время развертывания комплекса в полевых условиях с момента доставки до полной готовности составляет 12-15 минут;
- коптер может нести дополнительную полезную нагрузку до 7 кг.
Гексакоптер Delta H1600 H от R7 Technology
Источник: robotrends.ru
Источник: robotrends.ru
Zala Aero Group
Компания «Zala Aero Group Беспилотные системы» была основана в Ижевске в 2004 году. На базе собственного конструкторского бюро разрабатывала БПЛА самолетного и вертолетного типов, со временем став ведущим российским разработчиком. С начала 2015 года Zala Aero Group вошла в концерн Калашников.
В настоящее время компания производит большой модельный ряд БПЛА как военного, так и гражданского применения, а также наземные станции для управления дронами (в том числе мобильные), полезную нагрузку для гражданских БПЛА: системы видеонаблюдения и воздушной съемки. Также специалисты Zala Aero Group разрабатывают программное обеспечение для систем видеонаблюдения.
Гражданские БПЛА компании можно разделить на несколько категорий:
- Компактные беспилотные самолеты (с размахом крыла до 3 метров)
- Беспилотные самолеты большого радиуса действия (с размахом крыла до 6 м)
- Одновинтовые вертолеты и мультироторные коптеры
Беспилотный комплекс ZALA 421-16E. Источник: zala-aero.com
Малогабаритные беспилотные самолеты представлены моделями Zala 421-04M, Zala 421-08M, Zala 421-16EM, Zala 421-16 и Zala 421-16E. Запускаются БПЛА в зависимости от массы – с эластичной катапульты (с рук) или механической катапульты. Посадка осуществляется при помощи парашюта. Получение и передача информации осуществляется с портативного наземного блока управления. Первые БПЛА серии демонстрировались в 2006 году на выставке «Интерполитех-2006», а в 2008 году проходили испытания в условиях полярного дня. К началу 2014 года было выпущено более 400 БПЛА: они используются в МЧС и МВД России, для пограничного контроля, мониторинга лесных пожаров и экологической обстановки.
Zala 421-04M
- взлетная масса 5,5 кг, полезная нагрузка до 1 кг
- скорость от 65 до 100 км/ч, высота полета до 3600 м
- максимальное время полета – 90 минут
Беспилотник Zala 421-04M
Источник: zala-aero.com
Источник: zala-aero.com
Zala 421-08M
- взлетная масса 2,5 кг, полезная нагрузка до 0,3 кг
- скорость от 65 до 120 км/ч, высота полета до 3600 м
- максимальное время полета – 80 минут
Беспилотник Zala 421-08M
Источник: zala-aero.com
Источник: zala-aero.com
Zala 421-16EM
- взлетная масса 6,5 кг, полезная нагрузка до 1 кг
- скорость от 65 до 100 км/ч, высота полета до 5000 м
- максимальное время полета – 2,5 часа
Беспилотник Zala 421-16EM
Источник: zala-aero.com
Источник: zala-aero.com
Zala 421-16
- взлетная масса 16 кг, полезная нагрузка до 1,5 кг
- скорость от 130 до 200 км/ч, высота полета до 3000 м
- максимальное время полета – 4 или 8 часов в зависимости от комплектации
Беспилотник Zala 421-16
Источник: zala-aero.com
Источник: zala-aero.com
Zala 421-16E
- взлетная масса от 8 до 10,5 кг, полезная нагрузка до 1,5 кг
- скорость от 65 до 100 км/ч, высота полета до 5000 м
- максимальное время полета – 5 часов
Беспилотник Zala 421-16Е
Источник: zala-aero.com
Источник: zala-aero.com
Крупные БПЛА самолетного типа, выпускаемые компанией, отличаются хорошей крейсерской скоростью и возможностью продолжительного автономного полета на большие расстояния. За счет большой полезной нагрузки могут использоваться для комбинированных исследований территории, аэронавигации, лазерного сканирования. Также могут доставлять грузы в труднодоступные регионы.
Zala 421-09
- взлетная масса 70 кг, колесное или лыжное шасси, «самолетный» запуск с грунтовой площадки
- скорость от 90 до 130 км/ч, высота полета до 3000 м
- максимальное время полета – 10,5 часа
Беспилотник Zala 421-09
Источник: zala-aero.com
Источник: zala-aero.com
Zala 421-20
- взлетная масса 200 кг, при этом предельная полезная нагрузка до 50 кг
- скорость от 90 до 220 км/ч, высота полета до 5000 м
- максимальное время полета – от 6 до 8 часов
Беспилотник Zala 421-20
Источник: zala-aero.com
Источник: zala-aero.com
Одновинтовые вертолеты представлены четырьмя моделями. Две из них (Zala 421-02 и Zala 421-02Х) – базовые с большой взлетной массой и полезной нагрузкой. Две другие модели разрабатывались по специальным заказам. Zala 421-06 проектировался и был выпущен в 2007-2008 для МЧС России. Дрон предназначался для экологического мониторинга, инженерной, радиационной и биологической разведки. Zala 421-23 был создан в 2010 году по закрытому заказу для анализа уровня радиоактивности в режиме реального времени. Также за счет большой полезной нагрузки при собственной малой массе этот БПЛА использовался для научно-исследовательских проектов.
Zala 421-02
- несущий винт 3,06 метра
- взлетная масса 95 кг, предельная полезная нагрузка до 50 кг
- скорость до 150 км/ч, высота полета до 4000 м
- максимальное время полета – до 6 часов
Беспилотник Zala 421-02
Источник: zala-aero.com
Источник: zala-aero.com
Zala 421-02Х
- несущий винт 3,12 метра
- взлетная масса 90 кг, предельная полезная нагрузка до 25 кг
- скорость до 60 км/ч, высота полета до 3000 м
- максимальное время полета – от 1,5 до 2 часов в зависимости от полезной нагрузки
Беспилотник Zala 421-02X
Источник: zala-aero.com
Источник: zala-aero.com
Zala 421-06
- несущий винт 1,77 метра
- взлетная масса 12 кг, предельная полезная нагрузка до 2 кг
- скорость до 50 км/ч, высота полета до 2000 м
- максимальное время полета – до 2 часов
- электрооптическая и инфракрасная камеры, возможность установки детектора радиации и химического заражения
- передача данных на наземную станцию по защищенному каналу связи
Беспилотник Zala 421-06
Источник: zala-aero.com
Источник: zala-aero.com
Zala 421-23
- несущий винт 2,15 метра
- взлетная масса 35 кг, предельная полезная нагрузка до 11,5 кг
- скорость до 50 км/ч, высота полета до 3000 м
- максимальное время полета – до 1,5 часов
- специальный подвес с сервоприводом для размещения полезной нагрузки
- модификация с дополнительным топливным баком или на АКБ (разработана в 2012 году)
Беспилотник Zala 421-23
Источник: zala-aero.com
Источник: zala-aero.com
Не обошла вниманием компания и мультироторные варианты БПЛА с электродвигателями, выпустив малогабаритный гексакоптер Zala 421-21 и октокоптер Zala 421-22.
Zala 421-21
- 6 винтов, взлетная масса 1,5 кг, полезная нагрузка 0,3 кг
- скорость до 30 км/ч, высота полета до 1000 м
- максимальное время полета – 35 минут
Беспилотник Zala 421-21
Источник: zala-aero.com
Источник: zala-aero.com
Zala 421-22
- 8 винтов, взлетная масса 8 кг, полезная нагрузка 2 кг
- скорость до 30 км/ч, высота полета до 1000 м
- максимальное время полета – 35 минут
Беспилотник Zala 421-22
Источник: zala-aero.com
Источник: zala-aero.com
Оба беспилотника используются в городской инфраструктуре – для мониторинга строительных работ, поиска несанкционированных свалок и повреждения линий электропередач. Кроме того, на дроны может устанавливаться оборудование для распознавания лиц и автомобильных номеров, что позволяет использовать их службам безопасности.
С таким богатым арсеналом разных моделей БПЛА Zala Aero Group является лидером по услугам экологического и топливно-инфраструктурного мониторинга: более 20000 полетов и 5 миллионов километров инфраструктуры ежегодно. Компания развивает не только производство БПЛА, но и разрабатывает современные модели оборудования для аэрофотосъемки. Так, в 2019 году Zala выпустила камеру с полноразмерной матрицей и разрешением 61 Мп, которая давала намного более высокую точность при построении ортофотопланов и трехмерном моделировании местности. Также компания открыла собственный лицензированный учебный центр по подготовке операторов БПЛА.
Современный рынок БПЛА
Разумеется, это лишь малая часть российских компаний, производящих беспилотные аппараты. И рассмотреть их в рамках одной статьи (или даже цикла статей) не представляется возможным.
Беспилотная промышленность в стране активно растет, и с каждым годом появляются не только новые производители, но и конструкторские центры. А их разработки влияют на развитие области в целом.
Коллеги! Если у вас остались вопросы по данному материалу или вы хотите обсудить какие-то другие темы, касающиеся промышленных беспилотных технологий, присоединяйтесь к нашему телеграм-чату специалистов.