Повсеместное развитие и внедрение информационных систем не обошло и сферу дорожного строительства. Сегодня происходит преобразование всей транспортной индустрии – как на государственном уровне, так и на уровне частных компаний. Одной из важнейших тем, которая приобретает все большую актуальность, является применение беспилотных технологий.
Официальный дилер DJI, компания Aeromotus, занимается интеграцией беспилотных решений в России. Одной из важнейших особенностей в подходе к решению задач при внедрении беспилотников у Aeromotus является полное экспертное сопровождение сотрудников принимающего предприятия. Начиная от оценки поставленных задач и подбора оптимального оборудования для их решения, до дальнейшей наладки данного оборудования, тестовых запусков, обучения пользователей и постоянной технической поддержки на протяжении всего времени эксплуатации. Такой подход позволяет максимально эффективно пользоваться возможностями, которые открывают беспилотные технологии.
Основные проблемы дорожного строительства и способы решения
На сегодняшний день, наиболее сложными моментами при планировании и дальнейшем проведении строительных работ дорожной инфраструктуры являются:
- Отсутствие необходимых сведений о состоянии дорожного полотна;
- Недостаточная информированность об участках, планируемых к строительству новых дорог;
- Просчеты при планировании финансовых затрат на строительство и ремонт;
- Слабый контроль за исполнением договоров;
- Несоблюдение регламентов выполняемых работ;
- Нарушение технологий подрядчиками при выполнении дорожных работ;
- Отсутствие информации об оперативном состоянии дорог.
Запуск дрона DJI Matrice 300 RTK + Zenmuse L1
Все эти вопросы эффективно решаются внедрением беспилотных технологий. Как надзорная, так и подрядные организации получают значительное преимущество в виде полной ситуационной осведомленности. В каждый момент времени есть возможность проконтролировать выполнение проекта, а проведение работ становится прозрачным.
Решаемые задачи с помощью беспилотников
Ранее при планировании строительных и ремонтных работ в дорожном хозяйстве инженерами-геодезистами выполнялся обширный комплекс необходимых подготовительных исследований. Среди них было обязательным детальное изучение выбранных территорий, в том числе с входящими в них объектами дорожного строительства. Составлялись четкие планы с учетом всех географических особенностей для дальнейшего проектирования.
С появлением беспилотных технологий этот этап работ ощутимо упростился. Благодаря использованию дронов сбор информации стал значительно более информативным, быстрым и экономичным. Теперь специалисты могут оперативно обследовать как отдельные участки, так и протяженные линейные объекты по заранее созданному заданию в автоматизированном режиме.
Стоит отметить, что использование беспилотников позволяет без затруднений обследовать сложные и труднодоступные для специалистов участки. Иногда это может ускорить выполнение работ в несколько раз. Ещё одно преимущество внедрения беспилотных технологий для дорожно-строительных организаций – это отсутствие необходимости привлекать сторонних специалистов. То есть, все подготовительные работы могут быть выполнены внутри компании.
Для выполнения обширного спектра задач специалисты Aeromotus предлагают использовать беспилотный комплекс на основе универсального профессионального беспилотника DJI Matrice 300 RTK. Нюанс данной летной платформы заключается в том, что к ней можно подключить большое количество подвесов в зависимости от характера работ. Это значительно снижает финансовые затраты и избавляет от покупки дополнительного оборудования.
Для дорожного строительства в сочетании с Matrice 300 RTK рекомендовано использование полнокадровой камеры для фотограмметрии Zenmuse P1 и лазерного сканера Zenmuse L1. Данные подвесы практически полностью покрывают нужды инженеров при предпроектных работах, а также сопутствующих задачах непосредственно при строительстве и дальнейшей эксплуатации.
С помощью беспилотного комплекса для воздушного лазерного сканирования Matrice 300 RTK и Zenmuse L1 можно получить трехмерное представление, называемое облаком точек, на котором будут точно отображены все особенности рельефа, в том числе и скрытого под кронами деревьев, а также лесополос, заболоченной местности, водных преград и других различных препятствий, которые необходимо учитывать при проектировании.
Облако точек лазерного сканирования с помощью Matrice 300 RTK + Zenmuse L1 лесной дороги в RGB-спектре (вид сверху и приближение)
Ниже представлены примеры облаков точек дорожного покрытия, снятые специалистами Aeromotus, при проведении изыскательских работ для последующей разработки проекта по реконструкции.
Облако точек дорожного покрытия по итогам лазерного сканирования с Zenmuse L1
Помимо этого, на основе таких трехмерных облаков точек, которые можно рассмотреть со всех сторон и провести на их основе необходимые замеры, проектировщики могут выполнить цифровое проектирование, создавая BIM-модели, содержащие в себе всю необходимую информацию. На сегодняшний день, BIM-технологии также открывают широчайшие возможности для специалистов, минимизируя человеческий фактор, повышая качество проектирования, снижая сроки и финансовые затраты, а также предоставляя ряд других весомых преимуществ.
С помощью беспилотного комплекса для фотограмметрии DJI Matrice 300 RTK и камеры Zenmuse P1 можно создавать высокоточные топографические планы, получить точную информацию о техническом состоянии дорожного покрытия, выполнять мониторинг технического состояния, а также осуществлять контроль за выполнением дорожных работ.
Съемка дорожного покрытия с помощью высокоточной камеры Zenmuse P1
С помощью беспилотных технологий можно существенно оптимизировать и даже вывести на новый уровень выполнение работ в дорожном строительстве, при этом снизив сроки реализации проектов, расходуемый бюджет, количество задействованных в работе сотрудников, минимизировав при этом возможные риски.
При внедрении беспилотных технологий в рабочие процессы предприятия специалисты Aeromotus проводят обучение пилотированию дронов в полевых условиях и последующей обработке собранных данных. Весь процесс занимает всего несколько дней. Таким образом начать использовать беспилотники возможно в кратчайшие сроки.