AEROMOTUS: Скажите, зависит ли интенсивность использования дронов в Вашей работе от сезонов года?
ОЛЕГ ЗАПОРОЖЕЦ: Наша полевая работа с БПЛА на Камчатке проходит обычно “от снега до снега”, точнее – с начала июня до декабря, а зимой мы обрабатываем полученные данные и готовим публикации. Так, за один сезон на конкретном водном объекте мы выполняем фотосъёмки нерестилищ с квадрокоптера – до 24 раз (6-8 раз по ранней расе и 9-16 – по поздней). Затем из полученных цифровых фотографий собираем обширные полотна, на которых в специальной программе проставляем нумерованные маркеры (идентификаторы) на каждой рыбе, извлекая потом эту информацию в результирующих файлах данных.
Суммарную численность нерестовавших рыб мы рассчитываем для каждой отдельной расы и группы, учитывая временную динамику процесса с помощью стандартной математической процедуры (“трапециевидного приближения”), широко известной среди специалистов в этой области.
Такие подсчёты позволяют рассчитывать численность родительской части стада рыб для дальнейших прогнозов их потомства, а также решать множество других прикладных и теоретических задач.
AEROMOTUS: Какие функции дронов оказались наиболее полезны для Вас?
ОЛЕГ ЗАПОРОЖЕЦ: Основное, что мы используем в работе с БПЛА – это фотосъёмка с фиксацией географических координат и высоты полёта. Преимущественно, это полеты по точкам с помощью функции Waypoints. Так как маршрут исследования идет по рекам с учетом всех меандров, получается такая лента облета. В то же время в озерах нерестилища преимущественно располагаются по периметру достаточно узкими полосами. Бывают и исключения, когда прибрежные районы нерестилищ достаточно широки. Но в обоих случаях из-за специфики задачи мы используем не площадные съемки, а зигзагообразные ленточные на основе функции Waypoints.
AEROMOTUS: Как часто производится съемка при наблюдении за численностью популяции?
ОЛЕГ ЗАПОРОЖЕЦ: Мы еженедельно выполняем облеты и фиксацию количества нерестящихся производителей, потому что время жизни одной рыбы в среднем на нерестилище составляет около недели.
Нередко нужно обследовать сразу несколько водных объектов. Тогда выходит, что за один день (а из-за специфики погодных условий, фактически, гораздо меньше), мы должны обследовать расстояние, равное примерно 50 км. Картину нужно сделать максимально подробно. Таким образом, с учетом дальности полета одного дрона 7 км, приходится делать 5-6, а иногда более 10 облетов.
AEROMOTUS: Какие возможности открыло применение дронов в вашей сфере?
ОЛЕГ ЗАПОРОЖЕЦ: Использование квадрокоптеров позволило решать такие задачи, за которые ранее мы не брались (говорили об этом выше), но главное – мы получили объективную количественную оценку численности рыб в самых разных условиях, смогли фиксировать их на снимках, с последующим подсчётом и идентификацией по виду и полу.
AEROMOTUS: Есть ли в планах автоматизация подсчета особей?
ОЛЕГ ЗАПОРОЖЕЦ:Автоматизация в наших задачах – это идентификация конкретных особей. Отличие рыбы от какого-то мусора или артефакта. Но есть нюансы. Например, в геодезии съемки производятся на поверхности земли, а наши проводятся под поверхностью воды. Считается, что рельеф и подсвет объектов даже на воде намного сложнее снимать, а уж на глубине нескольких метров тем более. Помимо этого, на фоне растительности и скал, камней, рыбу, которая эволюционно приспособлена для маскировки, идентифицировать бывает достаточно сложно. Она может совпадать по окраске с корягами и другим ландшафтом.
Автоматические методы подсчета в воде могут давать очень большую ошибку –до 50%. Поэтому пока я делаю это вручную. Однако автоматизация методами нейросети по сравнению с другими методами очень заманчива. Ведь нейросети можно обучать, уточняя и уточняя признаки. Работа эта требует кроме квалификации много времени и сил.
AEROMOTUS: Как Вы считаете, какие перспективы развития беспилотных технологий в Вашей сфере?
ОЛЕГ ЗАПОРОЖЕЦ: Я связываю главные перспективы использования дронов: с увеличением разрешения оптических систем, дальности и длительности полётов, улучшением программного обеспечения (прежде всего, полётных миссий), возможности сохранения спутниковых карт в офлайн режиме, надёжности работы GPS-модулей и, хорошо бы, их герметичности (водостойкости) и устойчивости к ветру.