Оглавление
Изобретатель Г. Ботезат и полковник Турман Х.Бейн, пилотировавший машину в первом полете, на фоне пилотируемого квадрокоптера.
125 лет назад, или как все начиналось
Началом эпохи развития беспилотных технологий можно считать 1897 год, когда выдающийся итальянский радиотехник Гульельмо Маркони получил патент на так называемый «беспроволочный телеграф». Технология передачи сигнала без проводов оказалась крайне востребованной, и уже в сентябре 1898 на электрической выставке в Нью-Йорке Никола Тесла представил публике первый радиоуправляемый агрегат. Это был кораблик, менявший направление и скорость движения в зависимости от принимаемых с пульта управления радиосигналов.
Патент Николы Тесла от 1889 г. – «Метод и устройство для управления механизмом движущегося судна или транспортных средств». С полной версией патента можно ознакомиться здесь.
Беспилотные ударные силы
Автоматический аэроплан Хьюита-Сперри (также известный как «летающая бомба Сперри»). В 1910 американский инженер Элмер Сперри предложил использовать вращающийся гироскоп для автоматического управления самолетом. В 1917 году, когда США объявили войну Германии, был проведен ряд экспериментов с автопилотом и автоматическим сбросом бомб. Первое удачное испытание было проведено 6 марта 1918 года. Финансирование продолжалось даже после окончания войны и проект просуществовал до 1922 года.
Коптеры Георгия Ботезата и Этьена Эмишена. Массивные летательные аппараты, спроектированные русско-американским и французским изобретателями, были пилотируемыми. Однако они заложили основу для развития технологий, и, по сути, являются прародителями современных квадрокоптеров и октокоптеров. Агрегаты могли подниматься над землей на небольшую высоту, но были недостаточно маневренными и никак не стабилизировались в воздухе.
В Великобритании был создан беспилотный радиоуправляемый самолет DH.82B Queen Bee. Он использовался в качестве самолета-мишени для отработки навыков зенитчиков. Всего было выпущено 405 самолетов-мишеней.
Лейтенант-коммандер американского флота Делмар Фарни предложил идею боевого радиоуправляемого самолета. Модель XTDR-1 представляла собой моноплан с неубираемым шасси, несущим под фюзеляжем одну бомбу или торпеду. Конструкторские работы проводились до 1941 года, и первые испытания были успешными. Однако аппарат не создали полностью беспилотным: в нем предусматривалась кабина с простейшим приборным оборудованием для управления в случае потери связи. Кстати, именно Фарни в свое время предложил термин «дрон», чтобы отличать эти самолеты от британских Queen Bee.
Инженеры Вермахта проектируют крылатую ракету Фау-1, которая по сути является самолетом-снарядом. Фау-1 оснащались пульсирующим воздушно-реактивным двигателем и боеголовкой с двумя детонаторами. В качестве автопилота использовался стабилизатор курса на базе трехстепенного гироскопа, двух двухстепенных гироскопов, барометрического датчика и магнитного компаса; дальность полета задавалась механическим счетчиком. К концу войны в Германии было изготовлено не менее 25 тысяч Фау-1.
Компания Curtiss-Wright разработала четырехвинтовый летательный аппарат с вертикальным взлетом, конструкционно – «летающий автомобиль». Модель VZ-7 предназначалась для нужд армии США и управлялась пилотом непосредственно с борта устройства. Но, несмотря на удачные испытания на протяжении двух лет и хорошую управляемость агрегата, проект так и не получил дальнейшего развития.
Гонка вооружений между США и СССР привела к появлению новых современных образцов БПЛА, которые использовались в основном в разведывательных целях. В СССР в ОКБ Туполева были спроектированы сверхзвуковой беспилотный разведчик Ту-123 («Ястреб»), многоразовый разведывательный оперативно-тактический беспилотник Ту-141 («Стриж»), беспилотный разведывательный аппарат Ту-143 («Рейс») и другие модели. В конструкторском бюро Лавочкина были разработаны беспилотные самолеты-разведчики Ла-17Р. При скорости полета от 680 и почти до 900 км/ч эти беспилотники могли осуществлять фоторазведку объектов на расстоянии до 200 километров.
В Ливанской войне активно применялись произведенные в Израиле радиоуправляемые дроны «Tadiran Mastiff» и «Skaut». Эти агрегаты разрабатывались практически с нуля и отличались от ранних беспилотных аппаратов на базе самолета меньшим размером (размах крыльев – до 5 метров) и весом – не более 100 кг. Таким образом беспилотные аппараты становились все меньше. Кроме того, для сбора разведданных и корректировки огня армия Израиля применяла небольшие пропеллерные БПЛА.Гражданские БПЛА в мире. 2006 – 2016 годы
Беспилотник Mikrokopter. Источник: avia.pro
Беспилотник DJI Phantom 3
Дрон-доставщик Amazon
Интеллектуальная и полностью автоматизированная система доставка DHL с помощью беспилотника и дронопорта.
Источник: dhl.com
Гражданские БПЛА в России. 2017 – 2020 годы
БАС VRT-300 сегодня успешно работает на Чукотке.
Фото: Youtube.com
Cервисный дрон «Курсир». Источник: Компания «Курсир»
Беспилотный самолет вертикального взлета с крейсерской скоростью до 72 км/ч, полезной нагрузкой 2 кг и предельной высотой полета до 5000 км. При работе использует закрытый канал связи, так что дрон не может быть перехвачен.
Робот каркасной конструкции из карбоновых трубок и кевларовых кабелей, способный выдерживать падение с 20-метровой высоты без повреждений. Винты и управляющие компоненты дрона крепятся к каркасу изнутри.
Дрон Braeron (ИД-400), обладающий взлетной массой от 600 до 640 кг, способен переносить полезную нагрузку 200 кг на расстояние до 300 км. БПЛА может находиться в воздухе до 2,5 часов и работать в сложных погодных условиях. Гражданские БПЛА в России. 2021 год
БАС SH-350 от компании Aeromax. Источник: aeromax-group.ru
- установку на БПЛА транспондеров
- установку бортовых ответчиков для слежения за полетами
- обязательную подготовку операторов в авиационных центрах
Гражданские БПЛА в России. 2022 год
Микро-квадрокоптер для оценки загрязнения воздуха
Источник: МАИ
БПЛА БАС-200 Источник: rostec.ru
БАС SH-750
Источник: aeromax-group.ru
БПЛА SibGIS UAS
Источник: Минобрнауки РФ
Дрон Sea Drone MG
Источник: seadrone.aero
В марте стало известно о разработке БПЛА роторного типа для определения химического заражения грунта. Дрон, спроектированный военным учебно-научным центром ВВС военно-воздушной академии Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, удаленно управляется оператором и позволяет устанавливать газоанализатор на телескопическую стойку, а затем передавать информацию в виде диаграммы на пульт управления. Внешний вид дрона пока ещё неизвестен.
Гражданские БПЛА в России. 2023 год
Разработка и выпуск БПЛА со взлетной массой до 5 кг (микро и мини)
Разработка и выпуск БПЛА со взлетной массой от 5 до 10 кг (легкие)
Разработка и выпуск БПЛА со взлетной массой от 100 до 500 кг (средние)
Разработка и выпуск БПЛА со взлетной массой до 500 кг (тяжелые и сверхтяжелые)
ТрАМП – транспортная авиационная многофункциональная платформа.
Фото: Екатерина Адамова, ТАСС
БАС SH-3000.
Источник: www.aeromax-group.ru
- В марте специальный правовой режим для запуска грузовых беспилотных средств был введен в Самарской области. Он позволял в выделенных транспортных коридорах проводить летные испытания БПЛА для проверки эффективности дронов в доставке грузов и лекарств, а также мониторинговых работ. В дальнейшем беспилотные технологии планируется использовать во всех отраслях экономики региона, где это будет целесообразно. Инициатором проекта стала компания «Транспорт будущего» – один из производителей беспилотных систем. «Наша задача – отработать понятный всем, надежный механизм, который позволит “открыть небо” для БАС уже сегодня за счет правильной координации работ участников отрасли», – отметил Юрий Козаренко, директор компании.
- 19 сентября правительство РФ подписало постановление об экспериментальном правовом режиме (ЭПР) по использованию БПЛА в сельском хозяйстве. ЭПР будет действовать в течение трех лет на территории 12 регионов страны: в Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Липецкой, Нижегородской, Новосибирской, Саратовской, Тамбовской, Ульяновской областях, а также Алтайском, Ставропольском краях и республике Татарстан. За время работы программы планируется обработать более 490 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий с помощью беспилотной техники. Кроме того, будут отработаны механизмы контроля полетов, хранения и последующей обработки данных, проведено тестирование средств защиты от противоправного применения дронов.
- В ноябре экспериментальный правовой режим также был введен в Московской области (территория аэродрома «Алферово») и Тверской области (аэродром «Орловка»). Проект соответствующего постановления был подписан Михаилом Мишустиным 2 ноября, заявки на участие подали 16 компаний. Цель проекта – конкретизировать нормативные требования к БПЛА, отработать технологии автономного движения и посадки, предотвращения аварийных ситуаций, а также протестировать интеграцию дронов в общее управление с авиационными средствами.
Заглянем в будущее
Гибридное воздушное такси Bell Nexus с вертикальным взлетом и посадкой (выставка CES 2019). Источник: Bell









